Управление культуры администрации г. Екатеринбурга
Объединенный музей писателей Урала

Биография Павла Петровича Бажова

1936-1940

   В 1936-1939 гг. появляются первые сказы «Мала­хитовой шкатулки». Первыми слушателями сказов Бажова были его самые родные и близкие люди - жена и дочери. В их воспоминаниях остался летний день 16 июля 1936 года в саду родного дама: «В нашем саду как будто специально к этому дню зацвела липа. Это была серебряная свадьба наших родителей. <…> Мама, худенькая, в открытом ситцевом платье, с цветком в еще черных волосах, играла на гитаре и пела. Когда обо всем переговорили, съели пироги и выпили чай, папа с таинственной и смущенной улыбкой вынес из дома простую ученическую тетрадь с пушкинским лукоморьем на обложке <…> и прочел нам глуховато и без надобности покашливая в бороду сказ “Медной горы  Хозяйка”»[1].

  В 1936 году на заседании партгруппы СП ПБ дает самоотчет: «...более склонен работать над историко-революционным и фольклорным материалом»[2]. В этом же году, желая «систематизировать обрывки своих литзнаний», Бажов обращается в Литературный институт им. А. М. Горького с просьбой зачислить его на заочное отделение[3].

   Осенью 1936 года в периодической печати публикуются первые сказы Бажова: «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза»[4]. В сборнике «Дореволюционный фольклор на Урале» сказы появляются с пометой в конце: «П. Б., записано по памяти, слышал от В. А. Хмелинина». Об участии Бажова в подготовке сборника оставил воспоминания его составитель – В. П. Бирюков[5].

 Завершив работу над книгой «Бойцы первого призыва», Бажов не перестает исследовать события Гражданской войны на Урале. В 1936 году в Свердловске выходит в свет его новая книга «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». При работе над книгой автор использовал архивные документы, воспоминания бывших участников полка, печатные источ­ники. На ее страницах повествуется о судьбах десятков реальных исторических лиц, приводятся архивные документы. В публичном доступе эта книга находилась три месяца. В январе 1937 года на заседании Бюро Свердловского горкома ВКП(б) вышло постановление об изъятии книги «Формирование на ходу» как антисоветской, «по­пуляризирующей врагов партии и народа», а её автора исключить из партии[6]. Бажов лишился места в издательстве и оставался без работы на протяжении пятнадцати месяцев. Очень ярко этот факт биографии писателя запомнила его дочь Ариадна, которая каждый день, возвращаясь домой из школы, заставала отца за одним и тем же занятием: «Он разбивал камни, ломом выворачивал их из земли и переносил. Груда камней увеличивалась, а участок плодородной земли для посева расширялся <…> В течение года он нигде не работал, никуда не ходил, почти никто у нас не бывал. Нередко я заставала маму с заплаканными глазами. Жили мы в то время трудно»[7].

   Бажов был восстановлен в партии спустя год, но его книга находилась в спецхранах библиотек до 1956 года. Но это время не пропало для писателя даром – в этот период были созданы сказы, впоследствии составившие «костяк» первого издания «Малахитовой шкатулки»: «Надпись на камне», «Демидовские кафтаны», «Сочневы камешки», «Приказчиковы подошвы», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Марков камень», «Золотой волос»[8]. Опубликованные сказы обнаружили большой читательский и издательский интерес, на сказы появляются первые отзывы и рецензии, а центральная печать запрашивает новые.

  Работа над другими сказами будущей «Малахитовой шкатулки» идёт в этот период параллельно с редакторской деятельностью Павла Петровича: с 1938 года  он возглавляет в Свердловском областном издательстве «собственное» направление в книгоиздании — библиотеку занимательного краеведения. Под его редакцией вышли сборники «Горы и люди» (1939) и «В тайге и степи» (1940)[9].

  С весны 1938 года Свердловское областное государственное издательство начало готовить первое издание сборника сказов Бажова: шло редактирование, художник А. А. Кудрин работал над иллюстрациями. Первое издание «Малахитовой шкатулки» увидело свет сразу в нескольких вариантах и было приурочено к 60-летнему юбилею Бажова и 20-летию его журналистской и литературной деятельно­сти, который уральская общественность отметила 28 января 1939 года. Несколько экземпляров сборника были изданы специально для международной выставки «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке и для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве[10].

   Весной 1939 года в Свердловск за лучшими работами уральских писателей для публикации в центральной печати приехала группа московских писателей – К. М. Симонов, С. В. Михалков, А. И. Роскин. Они неоднократно встречались с автором «Малахитовой шкатулки». Симонов вспоминает, что они увезли рукопись книги Бажова в Москву и рассказали о ней секретарю СП СССР А. А. Фадееву[11].  Дальнейшая судьба этой рукописи неизвестна. 

 Наконец, осенью 1939 Свердловское областное издательство окончило печатание мас­сового тиража «Малахитовой шкатулки» — 20 тысяч экземпляров. В своем первом издании сборник имеет подзаголовок «Сказы старого Урала», которые объединены фигурой одного рассказчика — В. А. Хмелинина, дедушкой Слышко, а один из сказов – «Тяжелая витушка», является его художественной биографией.   Сборник открывает авторское предисловие «У караулки на Дум­ной горе», завершают его статьи лингвистического характера — «О речевых особенностях округа и сказителя» и «Объяс­нения отдельных слов, понятий, выражений, встречающихся в сказах», также написанные автором.

  Специфика материала, его подачи и оформления, порождает толки даже в кругу «профессиональных» читателей: фольклор или литература? В печати появляются первые отклики на книгу[12].

  Одновременно со сборником «Малахитовая шкатулка» в детском альманахе «Золотые зерна» под псевдонимом «Егорша Колдунков» публикуется автобиографическая повесть Бажова «Зеленая кобылка» (1939). Историю публикации первых произведений Бажова рассказывает в своих воспоминаниях редактор альманаха К. В. Рождественская[13].

  Уже в первый год существования «Малахитовой шкатулки» её визуализирует на сцене актеры Свердловского ТЮЗа[14].

   После выхода книги Бажов продолжает работать над новыми сказами. Для изучения материала в 1939 году Павел Петрович дважды совершает поездки в Полевс­кой и Сысертский районы[15].

Весной 1939 Бажова принимают в Союз советских писателей, сначала его избирают на должность секретаря, а затем председателя Свердловского отделения ССП. Творческая и «официальная» работы для писателя идут параллельно.

В этом же году Павел Петрович знакомится с фотографом И. Н. Тюфяковым. «Ему мы обязаны бесценным фондом бажовских снимков: Ба­жов дома, Бажов на работе, Бажов с близкими и друзьями — с маршалом Жуковым, писателями Новиковым-Прибоем, Серафи­мовичем, Константином Симоновым, Михалковым...»[16]. Фотограф оставил не только бесценные снимки писателя, но и воспоминания о многочисленных встречах с ним при фотоаппарате[17].

 



[1] Бажова-Гайдар А. П. Дом на углу. – Свердловск, 1970. – С. 39-42.

[2] Протокол № 9 заседания партгруппы Союза писателей по самоотчету П. Бажова. 16, 27 апр. 1936 г. / подгот. к публ. А. В. Бровцина // Архивы Урала. — 1996. — № 1. — С. 145–147.

[3] Батин М. А. Павел Бажов — Свердловск, 1983. — С. 48.

[4] См.:  Публикации в периодических изданиях и в коллективных сборниках / Павел Петрович Бажов: библиогр. указ. (1913—2010). Екатеринбург , 2011. – С. 54.

[5] Бирюков В. П. Далекое – близкое // Павел Бажов: воспоминания о писателе. — М., 1961. — С. 355–365.

[6] Из протокола № 73 заседания бюро Свердловского ГК ВКП(б) о книге П. Бажова «Формирование на ходу». 25–26 янв. 1937 г. / секретарь ГК ВКП(б) [М. В.] Кузнецов; подгот. к публ. А. В. Бровцина // Архивы Урала. — 1996. — № 1. — С. 147.

[7] Бажова-Гайдар А. П. Дом на углу. – Свердловск, 1970. – С. 43.

[8] Точные даты написания сказов зафиксированы в Летописи жизни и творчества П.П. Бажова в Бажовской энциклопедии (Екатеринбург, 2007).

[9] Крупаткин Б. Л. Над уральской книгой… // Уральский библиофил. — Свердловск, 1984. — С. 31, 33–34, 38.

[10] Малахитовая шкатулка, сборник // Бажовская энциклопедия. – Екатеринбург, 2007. – С. 242-243.

[11] Симонов К. М. <Встреча с Павлом Петровичем Бажовым> // Собр. соч.: в 10 т. — М., 1984. — Т. 10. — С. 562–563.

[12] Литература о жизни и творчестве П. П. Бажова. Статьи / Павел Петрович Бажов: библиогр. указ. – Екатеринбург, 2011. – С. 171-384.

[13] Рождественская К. В. Воспоминания о Бажове // Павел Петрович Бажов. – Молотов, 1955. – С.183.

[14] Сказы П. П. Бажова в искусстве. Драматический театр / Павел Петрович Бажов: библиогр. указ. (1913—2010). Екатеринбург , 2011. – С. 463.

[15] Валов Д. Незабываемые встречи // Рабочая правда. — 1969. — 25 янв.;  Рябинин Б. С. По следам легенды // Павел Петрович Бажов. — Молотов, 1955. — С. 226–267.

[16] Рябинин В. С. Ушедшее — живущее. – М., 1985. – С. 94.

[17] Тюфяков И. Н. Черты душевной полноты // Мастер, мудрец, сказочник. — М., 1978. — С. 325-330. 

 

Фотографии данного периода